А также в моем блоге:

Курталиотское ущелье, Ливийское море, Спили

Крит. Путешествие на машине по острову. Август

Автор: Andrey_B

Было уже около четырех, когда мы, с трудом выбравшись из города Ретимно по причине отсутствия навигатора с актуальными картами, направились на противоположную, южную часть острова. Ширина острова в этом месте составляет всего 20-25 км, поэтому путь обещал быть коротким. Но на юг мы поехали не только для того, чтобы помочить ноги в Ливийском море, но и чтобы проехать по Курталиотскому ущелью.

Смотровая площадка в Курталиотском ущелье

Довольно скоро мы добрались до Курталиотского ущелья, которое также называют Ущельем ветров. Мне, как жителю равнинной части России, трудно описать чувства, которые я испытал, когда мы передвигались на своем маленьком, но все же автобусе по ущелью. Серпантин и горы - это то, что вы видите почти всегда, когда едете по Криту, но здесь горы подступают прямо к вашему автомобилю, они нависают над вами, они поглощают вас, а узкая извилистая дорога, на которой с трудом разъезжаются два автомобиля, вызывает ассоциации с канатом, по которому с шестом идет цирковой гимнаст. С одной стороны от автомобиля - отвесная стена, с другой - обрыв.
Увидев довольно широкую смотровую площадку, мы остановились. Я попытался открыть водительскую дверь нашего Фольксвагена, но... не смог этого сделать. Я не сразу понял в чем дело. И только мерное как на волнах покачивание нашего совсем нелегкого микроавтобуса, загруженного семью человеками подсказало мне, что в ущелью дул сильный ветер. Мы остановили свой транспорт поперек ущелья, в котором с севера на юг дул сильный ветер. В какой-то момент даже показалось, что он способен оторвать от земли наш автобус и снести вниз, на дно ущелья. Напрягши, все мускулы своего тела, мне все-таки удалось выбраться из машины. Все, что было неплотно прикреплено к телу, с молниеносной быстротой уносило вдоль ущелья. Ветер с трудом позволял стоять на ногах. Иногда казалось, что он на миг ослабевал, но потом обрушивался с новой силой. К краю обрыва, особенно детям, нужно подходить очень аккуратно. При всем этом ветер, хотя и дул с севера, не был холодным. Ущелье, образованное скалами, и расположенное между южной и северной частями Крита создавало гигантский естественный сквозняк. Это явление и позволило называть Курталиотское ущелье Ущельем Ветров.
Сейчас, когда я пишу эти строки, вернувшись на Родину, я, пожалуй, могу назвать Ущелье Ветров наиболее интересным природным объектом из тех, что нам довелось увидеть на Крите в этой поездке.

Небольшое видео, на котором снят небольшой участок дороги, пролегающий по Курталиотскому ущелью. Снято через лобовое стекло автомобиля, поэтому прошу прощения за некоторую блеклость и нерезкость.

Фрагмент Курталиотского ущелья

Конечно, здесь нет сувенирных лавок, ресторанов с официантами, гидов, развлечений. Здесь нет ничего. Это просто скалы и просто дорога. Мы провели здесь от силы 10 минут. Но почему-то мы, взрослые, и наши дети с удовольствием и улыбкой теперь вспоминаем о том, как свистел ветер в ушах, как с трудом удавалось стоять на ногах и о том, как у самого младшего члена нашей семьи унесло куда-то в сторону Ливийского моря любимую панамку. "Это ущелье решило взять панамку себе на сувенир" - успокаивали мы расстроенного ребенка. И правда, не все же нам брать у острова. Что-то мы должны оставить и ему.

Ливийское море

Форсировав ущелье Ветров мы направились на южную часть острова, омываемую Ливийским морем. Путь как и ожидалось не занял много времени, несмотря на среднюю скорость порядка 40-50 км/ч, и уже где-то через полчаса мы прибыли на живописное побережье.

Ветер. Ливийское море

В отличие от северной части Крита, где в эти дни штормило, и волны, достигая нескольких метров бросались на прибрежные скалы, устраивая всякий раз красочный фейерверк из капель морской воды, здесь, на юге острова, всего в 30-40 километрах, море было спокойным. Но, поверьте, мы не пожалели, что выбрали отель на севере. С гор дул сильный, порывистый, неприятный ветер, который поднимал песок и мелкие камни и жалил ими незащищенные части наших тел. Стоять лицом к горам не представлялось возможным, так как песок сразу же попадал в глаза, рот, ушли. Не удивительно, что купающихся туристов мы тут не видели, а все лежаки в этот день были свободны. Не смотря на волны, на северном побережье Крита такого ветра нам наблюдать не приходилось. Можно даже сказать, что в нашем отеле в районе Ретимно ветер, если он и был временами, не доставлял какого-либо дискомфорта. Возможно, столь сильный ветер на юге Крита бывает только здесь, напротив Курталиотского ущелья в самом узком месте острова. Не знаю, но мне кажется, что придя со Средиземного моря, ветер подпитывается энергией нагретых солнцем гор, и спускается к Ливийскому морю уже многократно усиленным.

Ветер на южном побережье Крита

Ветер с гор настолько сильный, что поднимает с поверхности Ливийского моря мельчайшие капли воды, создавая очень интересный эффект "поземки", легкого тумана. Море здесь чистое, красивого лазурного цвета, но... холоднее, чем на севере примерно на 1,5-2 градуса. Бррр... Никакого желания искупаться здесь у нас, любителей тепла, не возникло.

Пляж на Ливийском море. Крит

Итак, в этот день мы вместе со ставшим уже родным микроавтобусом Фольгсваген побывали на озере Курна и в одноименном поселке, искупались на "диком" пляже Средиземного моря и попробовали креветок и свежую рыбу в ресторане города Ретимно, проветрились в Курталиотском ущелье и побродили по берегу Ливийского моря. Пора было возвращаться в отель, но на обратном пути мы решили заехать в поселок Спили. И вот почему.

Фонтан в деревушке Спили

Деревня Спили известна благодаря своему необычному фонтану, расположенному на площади. Два десятка львов уже многие годы дружно изрыгают из себя струи воды на радость многочисленных туристам, охотно фотографирующихся с ними, а заодно утоляя жажду. Этот, так сказать, фонтан размещен в центре поселка в приятном тенистом месте у подножья небольшой скалы. Напротив львов установлены скамейки, для созерцательного времяпрепровождения с рюмочкой раки. И если вы никуда не торопитесь, здесь можно посидеть часок-другой.

Улицы поселка Спили

Спили - милое, ухоженное местечко, где можно расслабиться, вкусно поесть, пройтись по многочисленным сувенирным лавкам и вообще приятно провести время. Но это совсем не то месте, где вы вдохнете жизнь настоящего Крита. Спили - деревня для туристов. Такие места безусловно важны и нужны и многим именно такие и нравятся. Но если вас тошнит от сувениров, тряпок, магазинов и ресторанов - это не ваша остановка.

Зато здесь на деревьях растут гранаты...

Вечер, море, Крит

Уставшие, но заряженные новыми впечатлениями мы вернулись в наш отель, в наши номера, располагающие к релаксации и наслаждению легким и теплым вечерним бризом, с кружечкой заранее заготовленного в холодильничке не сильно выдающегося, но все же освежающего критского пива Fix.